Архив блога

«Интеграция образовательных областей при проведении игр на весенней прогулке»

«Интеграция образовательных областей при проведении игр на весенней прогулке»
«День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья» Сперанский.
Весна...
Но игровые площадки по-прежнему укрыты снежным покрывалом.
Мы с моими ребятами с удовольствием ходим  на прогулку.
 Для того, чтобы дети охотно собирались на прогулку, и проводили там положенное время, я заранее продумываю её содержание, вызываю у малышей интерес к ней с помощью игрушек, сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься.
Чтобы прогулка была содержательной и интересной, планирую наблюдения за природой, за окружающим миром, подвижные, спортивные игры, индивидуальную работу по развитию движений, самостоятельную игровую деятельность, трудовые поручения так же являются неотъемлемой частью прогулки.
Все эти компоненты помогают сделать прогулку насыщенной и интересной.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается. На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Новые ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки применяю интеграцию различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «познавательно –исследовательское развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Задачи образовательной  области  «Физическое развитие»

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Эти задачи решаются, как в НОД, так и на прогулке в ходе подвижных, малоподвижных игр с детьми и развития основных движений.
Игру начинаю с выбора на роль водящего. Дети сами предлагают выбирать водящего считалкой, например: «Сидел петух на палочке…», «На золотом крыльце сидели…» и т.д.
Перед началом игры напоминаю правила игры. Побуждаю активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры.
Мои дети любят играть в игры: «Лиса и зайцы», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Медведь и пчелы», «Самолеты» и другие.
 Все выше сказанное составляют одно направление – физическое развитие.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
       Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
       Становление эстетического отношения к окружающему миру
       Формирование элементарных представлений о видах искусства
       Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
       Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
       Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Эти задачи решаются на прогулке в ходе конструирования «Построим домик из веточек», рисования на асфальте мелками «Нарисуем солнышко, чтобы лучше грело», поездки в музей и т.д. С помощью этой образовательной области ребёнок наиболее полно может реализовать себя как творческую личность.

Задачи образовательной  области «социально-коммуникативное развитие»:

- Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

- Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Эти задачи решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.
Так поручаю детям уборку участка от камушек, веточек, подмести дорожки. Трудовую деятельность можно проводить в форме игр «Кто быстрее уберет», «Прогоним Злого Короля мусора», «Очистим участок на тракторе» и других видах деятельности. В конце обращаем внимание на результаты своего труда. Применяем пословицы: «Кто не работает – тот не ест», «Умелые руки не знают скуки», «Сделал дело – гуляй смело».
В ходе наблюдения: обращаю внимание детей на состояние погоды, отмечаем с ними сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых.
Предлагаю детям игрушки для организации творческих игр. Дети играют в семью, путешествие, поездку в магазин, космонавтов, больницу. Предлагаю обыгрывать день рождение зайки, покачать кукол на качели, строить замок для игрушек.

Задачи образовательной области «познавательно-исследовательского развития»:

- сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Например для решения этих задач я использую наблюдения за птицами, кормление их, Формирую первичные представления о малой Родине и Отечестве, традициях и праздниках нашего поселка.
Трудовые поручения, ознакомления с трудом взрослых, наблюдения, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют еще одно направление – познавательно-речевое развитие.
Например, во время прогулок весной обращаю внимание на свойства снега его цвет, на ручейки, его особенности. Весной предлагают проблемные вопросы: «Почему все ручьи  с участка выбрали одну дорожку и текут в одну сторону?», «Можно ли изменить направление движения воды?», «Почему вокруг деревьев снег тает быстрее, чем на открытой площадке»? Даю возможность детям самостоятельно порассуждать, оперевшись на свой опыт.
Для каждого месяца отдельно подбираю: различные наблюдения, пословицы, загадки, подвижные игры, физические упражнения, индивидуальную работу и труд.
В тёплые дни весенних месяцев  провожу игры с песком на участке. Чтобы действия детей с песком были результативными, необходимо специально подготовить песок и подобрать оборудование (формочки разных геометрических фигур, ведёрки, совочки, машинки и т. д.) Обращаю внимание детей на свойства песка, а они делают выводы: сухой песок рассыпается, не держит форму, более лёгкий, светлее чем влажный; влажный песок тяжёлый, темнее сухого, хорошо держит форму, прилипает к ладоням.
По ходу прогулки приглашаю к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений. Это - игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы. Индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития может включать: словесные дидактические игры, беседы с детьми, работу по развитию движений. Например,  во время весенних прогулок можно дать задание ребёнку (или подгруппе детей): рассмотреть набухающие на дереве почки, прислушаться, как с ними разговаривает весенний ветерок, предложить придумать, о чём ведётся разговор, понаблюдать,  какого цвета весна и рассказать о весенних красках природы и т.д.
Использование в работе с детьми, в условиях прогулки, разнообразных форм работы способствует тому, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные представления об окружающих предметах, простые закономерности и зависимости, простейшие причины и следствия собственных действий, поддерживается интерес к объектам живой и неживой природы, предоставляется возможность экспериментировать с некоторыми из них.
Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Вот примерные опыты и поисковые действия, которые использую в работе с детьми в ходе прогулки:

- испытываем на «плавучесть» игрушки из разного материала;
- дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, делая разные узоры;
- экспериментируем с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;
- поливаем снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры;
- дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;
- размораживанием различными способами игрушки, замороженные во льду «ледяной колдуньей».
- рассматриваем окружающую природу, предметы через стекла разного цвета.
-Группируем и беседуем про опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе); и т. д.
Такой интегративный подход развивает в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус, удовлетворяется естественная биологическая потребность ребенка в движении, а игра развивает способность к воображению, образному мышлению.
И я хочу закончить свое выступление словами  Василия Александровича Сухомлинского
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».

Спасибо за внимание!




Комментариев нет:

Отправить комментарий